Кто зажёг звёзды над Кремлём

Кремлевские звезды над нами горят.
Повсюду доходит их свет.
Хорошая родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!

     

Мы все настолько привыкли к ярко-рубиновым звёздам над остроконечными шапками самого прекрасного в целом свете Кремля, что нам кажется — так оно и было всегда. Они сами выросли там, эти звёзды. Ведь как это? Кремль — и без них?..

И мало кто из нас знает, что кремлёвские маковки украшены звёздами не так уж и давно (с точки зрения истории, конечно) — буквально на днях пятиконечная гордость Страны Советов отметила семидесятилетний юбилей.

Так чем не повод разобраться, что есть такое кремлёвские звёзды, как они появились и чем они живут сейчас? Я считаю, самое оно!

          

Если вернуться далеко-далеко назад по ленте истории, то обнаружится, что первые деревянные укрепления на месте Московского Кремля появились ещё в 1156 году. После многочисленных набегов и разрушений наконец-то настал год 1367-й — Дмитрий Донской, как известно, велел возвести на месте деревянного Кремля белокаменный. А во второй половине XV века итальянские зодчие придали Московскому Кремлю практически тот вид, который мы знаем — стены и башни из красного кирпича известны каждому россиянину с детства.

И уже с 1600-х годов четыре кремлёвских башни (Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская) украшались символами российской государственности — огромными золочёными двухглавыми орлами.

Орлы эти не восседали на шпилях столетиями — они менялись достаточно часто (ведь до сих пор некоторые исследователи спорят, из какого они были материала — металла или позолоченного дерева; есть сведения, что туловище некоторых орлов — если не всех — было деревянным, а прочие детали — металлическими; но логично предположить что те, первые двухглавые птицы, были изготовлены полностью из дерева). Этот факт — факт постоянной ротации шпилевых украшений — следует запомнить, ведь именно он сыграет впоследствии одну из главных ролей во время замены орлов на звёзды.

Вот так выглядела увенчанная орлами Красная площадь:

Спасская башня и Вознесенский монастырь,
фото начала 20-го века

Красная площадь и Спасская башня Кремля,
фото 1910 г.

Вид Спасской башни
до революции 1917 года

Ф.Я. Алексеев. «Красная площадь в Москве», 1801 год

И сидели бы орлы на шпилях, подобно курицам-гриль, до скончания веков, но… тут нагрянула Великая Октябрьская Революция.

Все мы читали соответствующие режиму книжки в детстве. Вот толпа рабочих ворвалась в лавку купца и сорвала с фасада ненавистный герб — двухглавую птицу. Вот орлы скидываются со шпилей и ворот. Вот их жгут в кострах и топчут ногами… Мы не в праве осуждать за это — банальными словами мы скажем, что время было такое, а как историки отметим, что просто пришло время замены старых символов на новые.

И тут ещё одно но. В то время, как все двухглавые орлы в государстве были преданы страшной смерти, четверо из них продолжали сиять в вышине и здравствовать — это были те самые кремлёвские птицы.

Можно привести массу аргументов, почему один из главных символов страны — Кремль — не был лишён «устаревших украшений». Я упомяну один — величайший голод, поставивший страну на колени в те времена. Просто не было денег и свободных рук, чтобы заняться орлиным вопросом.

Но факт остаётся фактом: до самого 1935 года (я напомню, что Революция свершилась ещё в 1917 году) орлы восседали на шпилях Кремля.

Вот вам простой пример. Как известно, фильм «Цирк» с Любовью Орловой был снят в 1936 году. И когда радостные люди с портретом Сталина маршем шагают по Красной площади, распевая: «Широка страна моя родная!..» — над их головами уверенно возвышаются орлы (да, я выше писала об их снятии в 1935 году; видимо, просто процесс шёл достаточно долго — одни башни уже были лишены упоминаний о «царском режиме», а другие — пока ещё нет).

Посмотрите видео: в самом конце воздушный шар пролетает мимо шпилей, на которых… они самые! Заодно и песенку хорошую послушаете.

This movie requires Flash Player 9

Но и ежу было понятно, что орлам над Кремлём не место. Не единожды выдвигались предложения, например, такого плана: в 1924 году московские рабочие А. Преображенский, Н. Кузнецов и А. Федоров обратились в Совнарком с просьбой заменить двухглавых птиц на новорождённый символ юного государства — серп и молот. Тогда их мольбам не вняли.

Только в 1930 году обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой установить художественную и историческую ценность кремлёвских орлов. Тот ответил: «… ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем».

Почему, спросите вы? Я напоминаю, что птицы периодически менялись. Так, современные Грабарю орлы все, как один, относились к XIX-XX векам (орёл с Троицкой башни, например, был сделан в 1870 году, а со Спасской — вообще в 1912-м). Что ж тут беречь — новодел, как он есть…

Итак, получив сиё заключение, управделами Совета народных комиссаров Горбунов написал секретарю президиума ЦИК СССР Енукидзе: «… В.И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена — я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?»

Я плохо представляю себе флажки над Кремлём, видимо, не только я одна — раз они так и не были установлены. А вот орлы слетели со своего насеста (вы помните, что начался этот процесс в 1935 году) — как раз к очередной годовщине Революции их должны были заменить на звёзды. Так решили.

Надлежащей техники в те времена не было, поэтому пришлось придумать новую технологию: монтажный кран монтировался прямо на основании шатра, и уже таким образом можно было снять орлов (так же и звёзды после этого устанавливали). Нельзя не упомянуть тот факт, что орёл с Троицкой башни оказался не цельным, а сборным — «на болтах и винтах» (просто эта формулировка уж очень глубоко вошла в анналы, как я её упущу?..), потому его разобрали на детали прямо на месте. Остальных спускали вниз целиком, а потом, говорят, переплавили… Кто знает? А позолота пошла на нужды государства и конструкторов будущих звёзд.

На следующих двух иллюстрациях: демонтаж одного из орлов и сравнение — шатёр Спасской башни с птицей и звездой.

     

Но орлы сняты, пора готовить им замену. Сталин после долгих и упорных проб утверждает эскиз будущих звёзд — и работа кипит. Художник Фёдор Федоровский расстарался: каркас из нержавеющей стали должен быть покрыт листами красной меди, которые, в свою очередь, покрывались золотом. Что характерно, каждая звезда была украшена индивидуальным рельефом — звезда для Спасской радовала лучами, расходившимися из центра к вершинам; лучи звезды с Троицкой башни были выполнены в виде колосьев; узор звезды с Боровицкой башни повторял её контур, а звезда с Никольской башни была гладкая, без рисунка.

Но это лишь основа, цветочки. Ягодками являлась бронзовая эмблема, всё тот же серп и молот, который крепился в центре каждой звезды и украшался — сплошь, без малейшего промежутка — уральскими камнями-самоцветами.

Ещё бы, ведь нужно было продемонстрировать богатство и великолепие страны!

Золотое поктытие полировали до зеркального блеска. Бронзовые же эмблемы изготавливали на Ленинградском заводе — горный хрусталь, аметисты, топазы и аквамарины гранили несколько сотен мастеров-ювелиров со всей страны. Говорят, было тех камней от 7000 до 10000 штук, и весил каждый из них от 20 до 200 карат.

Как докладывал товарищ Паукер из оперативного отдела НКВД: «Каждый камень огранён бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звёзд — 5600 клгр.».

Одни инженеры разрабатывали поворотный механизм — ведь звёзды должны были быть видны со всех концов Москвы, а потому — вращаться, а другие проводили испытания — нагревали готовые изделия до 100° по Цельсию и охлаждали до минус 60°, восемь дней поливали водой, имитируя проливные дожди, обдували искусственным ветром до 15 баллов… Ведь советские звёзды должны были устоять при любой непогоде!

Наконец, 23 октября 1935 года, они были представлены москвичам в Парке имени Горького. Говорят, люди были в культурном шоке от великолепия и красоты тех звёзд. По мне — так вычурно слишком и аляповато… Но о вкусах не спорят.

И вот укреплены шатры всё тех же четырёх «орловых» башен (исследование их состояния показало, что без ремонта со звёздами на макушке они бы просто осыпались — пришлось даже смонтировать внутри прочные стальные конструкции и чуть ли не заново перестроить некоторые шатры), расставлены прожекторы для освещения, и 27 октября 1935 года, к очередной годовщине Великой Октябрьской, монтаж золотого великолепия на шпилях Кремля был завершён.

Вот так выглядели те, первые, многими забытые звёзды (первая картинка, видимо, эскиз, но он тоже о многом говорит).

          

Недолго порадовали золочёные красавицы глаза москвичей и гостей столицы. Да, тяжкие испытания были выдержаны. Но уже через год, сидючи на шпилях, звёзды «исчезли» — дым, смог и погода сделали своё дело. Потускнели самоцветы и позолота, теперь даже самый сильный свет прожекторов не мог ничем помочь.

К тому же выяснилось, что первый вариант звёзд слишком велик для башен Кремля — он просто давил на зрителя, казался огромным.

И вот, руководство голодающей страны, которая 18 лет не могла снять орлов с башен, решает… забыть про огромнейшие затраты на изготовление золочёных звёзд и к двадцатилетию Великой Октябрьской изготовить новые — рубиновые, стеклянные, яркие и звонкие! Где тут логика? Я не понимаю… Парадокс!..

Не знаю, куда делись три звезды, но та, что некогда украшала шпиль Спасской башни, до сих пор венчает Северный речной вокзал — с неё только сняли самоцветные серп и молот…

     

Итак, 1937 год, юбилей Революции, тот же Федоровский рисует новый эскиз и предлагает сделать звёзды из рубинового стекла. Стоит ли говорить, что на тот момент технология изготовления этих звёзд была настолько новаторской, что страна могла по праву гордиться ими?

Государственный заказ выполнялся на заводе «Автостекло» в Константиновке Донецкой области. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана та самая новая технология — «селеновый рубин». Ведь раньше для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото или медь, а теперь требовался селен — это и дешевле, и цвет, говорят, глубже. А толщина «звёздных» стёкол должна была составить (и составляет по сей день) 6-8 мм.

На следующем фото один из работников «Автостекла» — Алексей Кузнецов. Он был шлифовщиком. Огромные стеклянные листы клались на специальные козлы и шлифовались вручную — иначе в те времена просто не умели.

Результатом должны были стать прочные, нетускнеющие звёзды — ведь стекло всегда можно легко помыть снаружи.

Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся… чёрными. Ну куда это годится — траурные звёзды над Кремлём? И ответ был найден — пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп.

И теперь изготавливали не четыре, а целых пять звёзд — сияющей маковкой обзавелась и Водовзводная башня (пять лучей с вершинами на кремлёвских башнях, верно, получилось?).

Звёзды весом более тонны легко вращались вокруг своей оси на специальных подшипниках, а свет огромных ламп (кстати, днём они горят ярче, чем ночью) делал пятихвосток видимыми с любой окраины Москвы.

Кстати, тут тоже возникла дилемма — как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

И ещё — рубиновые звёзды совсем не одинаковы, как кажется с первого взгляда. Начнём с того, что они имеют различный размер — от 3,75 метра на Спасской и Никольской башнях до трёхметровой на Водовзводной. Кроме того, звёзды имеют и различный «узор» — это видно на следующей картинке (кстати, она показывет и то, как выглядели стальные звёзды).

Очевидно, что и лампы имеют различную яркость — от 3700 до 5000 Ватт. Кстати, эти самые лампы были изготовлены на Московском Электроламповом заводе. Каждая из них имеет по две нити накаливания — если перегорит одна, то лампа не потухнет — на дежурство заступает вторая. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

Вот они, кремлёвские лампы.

     

От перегрева лампы и стёкла спасают мощные насосы, установленные внутри звёзд. За час через всю конcтрукцию пропускается до 600 кубометров воздуха.

Стоит упомянуть и о том, что кремлёвские звёзды выполняют роль своеобразных гигантских флюгеров — мы же помним, что они вращаются. Но они вовсе не поворачиваются в сторону дуновения ветра, наоборот, они встречают стихию «лицом», плоской стороной. А всё потому, что сторона эта на самом деле не плоская — ромбообразное поперечное сечение звёзд разворачивает их так при ветре любой силы, будь он хоть ураганом. Именно поэтому, возникни какой природный катаклизм, и шатры башен, и сами звёзды без проблем уцелеют.

          

Но… наступила Вторая Мировая Война. Именно тогда звёзды были впервые погашены — ведь они были не только символом, но и превосходным маяком-ориентиром. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, а когда всё кончилось, выяснилось, что стекло во многих местах повреждено и требует замены. Причём нечаянными вредителями оказались свои же — артиллеристы, защищавшие столицу от налётов фашистской авиации.

Пришлось провести ремонт, а точнее, практически полную реконструкцию звёзд. В 1945-1946 годах был заново позолочен каркас, заменены стёкла (на сваренные по новому рецепту; кроме того, появился третий, средний слой — хрустальный, это сделало звёзды и прочнее, и ярче) и сделаны люки в лучах — для того, чтобы можно было чистить звёзды изнутри.

Кстати, этим занимаются промышленные альпинисты — на огромной высоте они чистят рубиновых красавиц раз в пять лет (насколько я поняла, в наши дня даже чаще, чуть не раз-два в году).

Посмотрите, как это происходило раньше, и как это выглядит сейчас.

     

Со времени войны звёзды гасли всего один раз — некто Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника». Уговорил… Силён!..

Но мы-то знаем, что символ Кремля (да и всей страны) горит вечно. Не даром его до сих пор изображают на открытках! А что было раньше…

          

          

Обратили внимание, что на второй открытке хоть на звезде и изображён узор, но он не соответствует тому, что мы видим в реальности на любой из пяти звёзд?

Звёзды на башнях Кремля так и не менялись с 1945 года. Трудно представить себе Москву без этого великолепного украшения, так гармонично примостившегося на шпилях.

Но и по сей день особо радикально настроенные поборники прошлого требуют снять с башен «пережитки советского строя» и разместить там, дабы восстановить историческую справедливость, тех самых двухглавых орлов (ну да, ну да, а это, можно подумать, не пережиток, хоть он на гербах с монетами и изображён).

«Москва, — заявил Союз православных граждан в 2002 году, — является сердцем, символом, визитной карточкой Святой Руси, всего православного мира, и ее архитектурный облик должен соответствовать этому статусу».

Но разве не рубиновые звёзды, яркие, непокоримые (я говорю без всякой привязки к какому бы то ни было политическому строю), стали «визитной карточкой» нашего народа, нашей страны? Я надеюсь, что очередная глупость не будет совершена, и не нужные никому позолоченные птицы не займут место уникального достижения отечественной науки и техники, которое стало символом целой нации…

                    

Источники: Википедия, БСЭ, ОАО «Стекломаш», Советская Россия, Московский Комсомолец, «Комсомольская правда»-Украина, Вентопро, РИА Новости, SuperCook.ru, Российская газета, NEWSru.com, Leonsija, Наталья Воронцова-Юрьева, Opposto, ovn-valeri, ALLDAY.RU. Если кого не указала — пишите в комментариях или в почту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *