Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница у станции метро
Стоят, сцепившись намертво, уже давным-давно,
Он замахнулся молотом, она вообще серпом,
Такая композиция не кончится добром!

Иван Совков

Сегодняшнее воспроминание никак не привязано к датам и событиям — просто встретила на просторах интернета пару шокировавших меня фотографий и решила высказаться по этому поводу.

Итак некоторые мысли по поводу прошлого этой скульптуры и пара комментариев о мутном будущем.

Я не буду подробно описывать историю создания «Рабочего и колхозницы» (кому интересно — сам прочитает), упомяну лишь те факты, которые являются малоизвестными, удивительными, странными, важными… Ну, и прочее.

     

Итак, «Рабочий и колхозница» (далее — РиК) уникальны тем, что эта скульптура, во-первых, достигает более 23 метров в высоту, во-вторых, сделана из совершенно нового на тот момент материала — стали, а в-третьих, всё это великолепие было сотворено отнюдь не для украшения столицы и стремления зажечь патриотический огонь в груди простого люда. РиК предназначались для увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки.

Эдакое воплощение в стали престижа страны придумал архитектор Б.М. Иофан. Тот самый человек, по проекту которого должно было быть построено самое пафосное и высокое здание в мире (да ещё и с огромадным памятником Ленину наверху) — 415-метровый Дворец советов. Вот такой:

     

Не срослось. В 1931-м году взорвали Храм Христа Спасителя, чтобы освободить территорию, в 1935-м открыли станцию метро «Дворец советов», выкопали котлован… Но то различные проблемы, то плывун, то война не дали глобальному проекту реализоваться. Соответственно, дальнейшее мы знаем — в 1961-м году на том самом месте на несколько десятилетий появился открытый бассейн «Москва» (эх, любила я там плавать!), а станцию переименовали в «Кропоткинскую».

Но это всё не о том, что нас интересует — так, лирическое отступление. А мы говорим о скульптуре для Парижского павильона 1937 года. Вот один из эскизов Иофана (для сравнения — итоговая фотография с выставки):

     

Над разработкой проекта по эскизу Иофана работали такие скульпторы как В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр. Лично мне очень нравится сравнивать, кто что придумал.

Вот псевдоантичный вариант Андреева:

     

Спокойный и улыбчивый вариант Манизера:

     

Авангардно-современное видение Шадра (интересно, а как в его голове состыковалась такая композиция с павильоном-постаментом?):

     

Вполне логично, что выбран был вариант Мухиной (тут фигуры ещё обнажённые, как в первоначальном эскизе, местами прикрытые драпировками):

     

Обратите внимание, что у скульптур Андреева и Манизера чрезмерно утяжелена нижняя часть — так, как если бы фигуры делались из привычного камня, а не из пластичной стали, а Шадр в этом плане вообще переусердствовал. Мухина же, мало того, что сделала скульптуру соразмерной, так ещё и ввела в композицию развевающийся шарф — ещё одно нововведение, раскрывающее плюсы материала (а поначалу — являющегося частью драпировки, прячущей обнажёнку):

     

Сама Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге в купеческой семье. Смирная гимназистка не блистала никакими талантами, но в 1912 году во время рождественских каникул каталась на санях и серьёзно поранила лицо. Вера сделала 10 пластических операций, но вид собственного лица в зеркале вызывал у неё отчаяние. Наконец опекуны (мать девочки умерла, когда той было три года, отец позже, но точной даты я не знаю) отправили её в Париж, где Мухина завершила лечение, а заодно попала в школу рисунка и мастерскую скульптора Бурделя. Вот тогда юная особа и поняла, что её призвание — скульптура. Вера вернулась в Россию с началом Первой мировой войны и начала творить.

На этой фотографии — Мухина и Иофан:

Но вернёмся к РиК и их особенностям.

Вот ещё один интересный и достаточно известный факт: руки фигуры держат так, как, в принципе, не предусмотрено человеческой анатомией. Попробуйте: такое положение руки (на отлёте, на высоте плеча, ладонь смотрит вниз) вызывает боль и долго вы в такой позе простоять не сможете.

И вот такой факт: кто замечал, что у рабочего и колхозницы приоткрыты рты (как будто они не просто шагают вперёд, но и распевают что-то типа интернационала)? На плакатах и прочих марках, открытках etc рты фигур рисуются, как правило, закрытыми. А ещё у рабочего есть язык, а у колхозницы — нет.

Но вернёмся к истории. 11 ноября 1936 года проект Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале. Не стоит здесь в деталях расписывать все этапы долгого труда, отмечу лишь, что фигуры сделаны из отдельных стальных листов (на тот момент толщиной 1-1,5 мм), которые сварены и «надеты» на стальной каркас:

     
 

     
 

     

И, конечно же, не только сама скульптура и материал для её изготовления были новинкой — весь процесс ваяния можно назвать сплошным нововведением. Работали над статуей около 160 человек (это и скульпторы, и рабочие завода ЦНИИМАШа, и многие другие).

     

Итак, в марте 1937 года статуя на заводе была собрана. Высота её до конца серпа составляла 23,5 метра, длина руки рабочего — 8,5 метра, высота его головы — более 2 метров, общий вес статуи — почти 75 тонн, в том числе вес стальной листовой оболочки — 9 тонн.

Для её досмотра приезжали К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов и другие члены правительства, а однажды ночью, рассказывают, на завод прибыл сам Сталин. Говорят, ему прислали донос, что то ли в складках юбки, то ли в развевающемся шарфе проглядывает профиль врага народа Троцкого (ничего удивительного, время было такое — ранее я писала о школьной форме, в частности — о пионерских зажимах для галстука, которые были отменены именно из-за того, что особо глазастые особи углядели в пламени нарисованного на зажиме костра профиль того же Троцкого). Сталин приехал, посмотрел, а потом Мухиной сообщили, что вождь народов доволен работой и замечаний нет.

И тогда статуя была впервые разрезана. 65 частей поехали в Париж, причём, некоторые пришлось прямо в пути ещё сильнее кромсать автогеном из-за их немалого размера.

РиК произвели на Парижской выставке фурор — ещё бы, экспрессия помноженная на размеры и материал, да ещё и установленная на продуманной высоте вызывала вполне ожидаемую реакцию восхищения. РиК, как красиво выражаются некоторые авторы, отражали целую эпоху и являлись эталоном соцреализма.

А ещё мы немцев победили в плане меряния павильонами. Наш-то в результате (с учётом скульптуры) выше оказался, как те ни пыжились.

Но выставка закончилась, и скульптура-триумфатор поехала домой. РиК были разобраны вторично, и при перевозе некоторые части были повреждены — вплоть до невозможности восстановления (ещё бы, это ж не на всемирную выставку ехать, где все мелочи важны).

И вот, в 1938 году статуя нашла свой второй дом на многие годы — площадку перед северным входом на ВДНХ (которая, кстати, была открыта в 1939 году). Причём, чуть ли не большая часть стальных листов была заменена (они были, к слову, более «толстыми» — до 2 мм) — мы же помним, что на этот шаг пришлось идти из-за перевозки.

К сожалению, постамент, который мы все прекрасно помним (год назад он ещё жил и здравствовал, точно знаю — работала в пяти минутах ходьбы, сейчас, говорят, его ликвидировали, потеплеет — поеду гулять по ВВЦ, погляжу сама), оказался в три раза ниже, чем Парижский павильон, с рассчётом на который и были изготовлены РиК. Статуя потеряла глобальность, черты лиц стали выглядеть грубыми. Лично я могу сказать, что скульптра «давила» на меня — мне хотелось убежать куда-нибудь далеко, только чтоб эти великаны меня не раздавили.

До своей смерти в 1976 году Иофан пытался добиться решения о переносе РиК на более выгодное для созерцания статуи место или хотя бы об увеличении высоты постамента, но тогда это дело с места не сдвинулось.

Так и стояли РиК, став живым символом целой страны (и целого режима, и целого, кстати, Мосфильма).

Наконец, в марте 1998 года (то бишь, ровно через 61 год после «рождения») общественности стало известно, что скульптура в аварийном состоянии. Нет, листы нержавеющей стали ещё бы, может, и держались несколько десятилетий (так, частично заменялись бы — и всё), а вот каркас начал дышать на ладан. Особено усерствовали птицы, гадящие и вьющие гнёзда в недоваренных в спешке швах.

И добрая компания ПКО МОНОЛИТ взяла на себя ответственность по реставрации РиК. Однажды утром москвичи и гости столицы увидели статую и офигели: рабочий приоделся в синий комбинезончик, а колхозница — в красный сарафанчик. При этом развевающийся шарф, который символизировал известно что (кто не понял — красные стяги), переквалифицировался в стильный триколор:

          

Нет-нет, оправдывались изобретательные монолитцы, это мы не закрываем статую, чтобы отваливающиеся кустки стальной кожи никого не прибили. Это мы так обращаем на РиК внимание общественности. Наберём денег на реставрацию — будет всем счастье.

Наряжала РиК московская служба спасения, причём, делала это почти сутки. А ещё говорят, что в пересчёте на обычные мерки, размер костюмчика у рабочего — 560-й, у колхозницы — 555-й.

И вот наконец, скульптура была разобрана в третий (и пока последний) раз. Обещалось, что РиК вернётся на место (или даже на другое место, выбранное с учётом того, о чём говорил Иофан) уже в 2005 году. Но… но дело пока с мёртвой точки не сдвинулось. А ведь надо полностью заменить каркас, частично — стальные пластины, постамент опять же… И на всё это нужны Большие Деньги.

Разрезанные на 36 частей РиК всё это время лежат в цехе ВНИИЦ им. Кучеренко.

Первый заказчик ремонтных работ — Москомнаследие — сделало только то, что тщательно скрывала информацию о состоянии скульптурной группы. Теперь за реставрацию взялся Москомстрой и, вроде как, что-то начал делать.

Зато возникла новая проблема: правительство Москвы под шумок сдало территорию, где стояли РиК, в аренду на 49 лет. Там теперь автостоянки. Куда приткнуться бедной скульптуре?..

А сейчас — тадам! — те самые фотографии, из-за которых я и пишу этот пост. Разбираемые РиК и РиК в ВНИИЦ им. Кучеренко. Особенно обратите внимание на крупные планы лиц — я из-за этого ужаса третий день спать не могу. И ведь это подтверждает лишь то, что нельзя смотреть на эту скульптуру с близкого расстояния.

          
 

     
 

     
 

     
 

 

          

Жутко, да? Я даже и не знаю, кто сильней меня пугает — он или она? Или же осознание того, что эта скульптура сейчас на фиг никому не нужна, кроме кучки людей, сокрущающихся в своих блогах, что пропадает история целой страны?..

Да, обещаются теперь к декабрю 2008-го года поставить-таки РиК если не на прежнее место, то хотя бы куда-то. К примеру, реструктуировать часть ВВЦ, чтобы получилось так:

Но факт остаётся фактом — РиК лежат расчленённые в ангаре, их будущее покрыто туманом, а мелкие советонеприёмники пишут на просторах Рунета: «Выкинуть их! Нет совку! На фиг нужен анахронизм?!» — и т.п. (про анахронизм — это моё слово, выражающее их длиннющие высказывания, им-то такие термины неизвестны по умолчанию).

И это всё — про уникальный памятник истории, известный всем с младых ногтей! Им бы в Прибалтику, памятники Второй Мировой сносить…

Ну ладно, всё равно плачем и вздохами проблему не решишь. Мы пока поверим в лучшее (в 2008 год) и посмотрим на ещё несколько фотографий РиК во всём их величии:

          
 

     
 

     

18.03.2007

Дополнение от 16.06.2008:

Правда вот, 14 июня 2008 года появился на канале ТВ Центр репортаж, в котором говорится, что реставрация скульптуры идёт семимильными шагами, и скоро сладкая парочка займёт своё исконное место на радость всем (при этом, постамент будет нужной, изначальной высоты). Что ж, сохраню интригу и предложу посмотреть этот ролик самостоятельно:

This movie requires Flash Player 9

Дополнение от 20.01.2010:

Итак, мы с вами остановились на том, что ещё в августе 2008 года не было известно будущее замечательной скульптуры РиК. Вроде бы, кто-то что-то реставрировал, кто-то договаривался о постаменте, подписывались какие-то бумажки… Но у нас же как — ещё в 2005 году должны были закончиться реставрационные работы, а получилось в итоге совсем иначе…

На самом деле, в отличие от разбора монумента в 2003 году, история его возврата в родные пенаты освещена таким количеством фотографов-добровольцев, что даже совестно со своей парой слов в их ряды влезать. Но нужно поставить логическую точку — и никуда от этого не уйдёшь.

Итак, 31 декабря 2008 года (все помнят, что кризис был в самом разгаре?..) был объявлен конкурс-тендер на восстановление РиК. Окончание приёма заявок было назначено на 30 января 2009 года, а в начале февраля должен был быть вынесен вердикт и названа компания, которая наконец-то отреставрировала бы монумент.

Но ещё за три дня до окончания приёма заявок ни одно предприятие не выявило желания провести тяжёлую и дорогую работу… Наконец, 27 января подало заявку ООО «Строительная компания «Стратегия», дочернее предприятие ЗАО «Интеко», принадлежащего… Елене Батуриной, жене мэра Москвы Юрия Лужкова. Безусловно, никто против такого кандидата не возражал — и неважно, что до сего момента «Стратегия» занималась исключительно проектированием канализационных коллекторов. Главное, пусть реставрирует.

Не стоит думать, что не были привлечены специалисты — ведущим научным учреждением проекта стал Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), который и занимался изучением степени изношенности стальных листов, из которых состояла наружная оболочка фигур, а также их реставрацией и реконструкцией (то есть заменой наиболее повреждённых — они составили всего 10% от общего количества). А специалисты из ЦНИИ строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова заново рассчитали конструкцию каркаса — с учётом использования новейших материалов.

Было решено, что после сборки стальные листы будут обработаны импортным бесцветным тонкоплёночным составом, который гарантированно обеспечит защиту от любых внешних воздействий на 10 лет и должен периодически обновляться. Бесцветным состав должен быть для того, чтобы без искажений передать все «авторские» оттенки поверхности.

Наконец, когда все элементы скульптур были «обновлены», встал вопрос об их установке на постамент. Отрадно, что наконец-то исполнилась места Иофана: высота нового постамента соответствует оригинальному замыслу, она такая же, какая была у Парижского павильона 1937 года (и на 10 метров выше предыдущего).

Новый павильон-постамент (внутри которого планируют открыть музей Веры Мухиной) установили на том же самом месте, где столько лет простояли РиК — у Северного входа ВДНХ. А на фронтоне павильона разместили оригинальный 10-тонный гранитный герб СССР, который более 70 лет с момента демонтажа Парижского павильона хранился неизвестно где…

Открытие памятника было запланировано на 5 декабря 2009 года — эдакий подарок к празднику. Значит, надо было спешить. Постамент достраивали в августе, позже закончили отладку коммуникаций и внутреннюю отделку. В конце октября на строительную площадку, закрытую шатром, привезли разрезанные на части фигуры РиК, дабы собрать их на месте — ибо такую махину невозможно было бы перевезти в собранном состоянии (сами стальные листы сколько весят, плюс тяжеленный каркас).

Очевидцы говорят, что работа кипела как при Мухиной — днём и ночью, энтузиазм бил через край.

Для облегчения сборки использовался гипсовый макет скульптуры, на котором были отмечены места разрезов, а также основные точки сопряжения элементов скульптуры с её каркасом.

     

Собирался каркас, на который, как одежда, «надевались» стальные части скульптур, которые затем сваривались по швам (здесь тоже какие-то инновационные технологии задействовались). Всё делалось с учётом того, что РиК должны без видимых повреждений простоять на своём месте хотя бы сто лет (ведь «первоначальная» версия не была рассчитана на долголетие, её судьбой должна была стать единственная выставка).

     
 

          
 

28 ноября 2009 года собранную скульптуру водрузили на постамент (всё ещё скрытый строительными лесами). Для этого пришлось заказать в Финляндии подъёмный кран за 47 миллионов рублей. Дело в том, что этот кран, по сути, уникален (с такой-то грузоподъёмностью!..), в мире их, кажется, штуки три. Хотели было заказать кран в Татарстане, но, услышав цифру, в три раза превышающую финские запросы, решили не выпендриваться.

Около 7 часов 50 минут утра 48-летний Ярмо Хюриляйнен, сидящий за рычагами крана, принялся за дело — развернул фигуру по часовой стрелке и начал поднимать. Происходило это очень медленно, почти час. Кстати, во время подъёма компьютер зафиксировал вес скульптурной группы — 185 тонн.

После того, как скульптуру опустили на постамент, её прикрутили 64-ми болтами длиной в метр каждый и толщиной с мужское запястье. А потом осталось только косметические правки внести и дождаться дня открытия монумента.

     
 

     
 

Рекомендую посмотреть коротенькое видео от «Комсомольской правды», повествующее об установке РиК на постамент. Вот оно, ниже:

This movie requires Flash Player 9

И, наконец, 4 декабря 2009 года произошло торжественное открытие РиК — с речами и салютом. Теперь снова можно полюбоваться на это великолепное произведение искусства и рассмотреть его в таком ракурсе, какой предполагался авторами.

Это радостно. Потому что многие уже махнули рукой, решив, что восстановление РиК — это миф, которому не суждено сбыться. Отрадно, что получилось как раз иначе.

Жаль только, что слишком долго тянули — 6 лет… И в итоге демонтаж, хранение и реставрация скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 миллиардов рублей. Могли бы сэкономить — и время, и деньги!

Да, кстати. Подземная парковка, которая угрожала своим появлением возможности установки РиК на прежнем месте, всё же будет построена. Прямо под павильоном будет оборудован подземный паркинг на 1500 машиномест.

          

Источники: wikipedia, VIVOS VOCO!, КРЕАЛ, PsyDesign, Сегодня, Огонёк, ТВ Центр, Комсомольская правда, SINGLE-PHOTO.COM, zyalt, maksmasterov, НТВ, Newsland, Элементы, Известия, Autonews.ru и собственная память…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *