Эволюция Санта-Клауса, или Праздничный дарвинизм

          

Кто такой Санта-Клаус, знает, пожалый каждый ребёнок во всём мире. Да и каждый взрослый тоже. Ведь этот рождественский дед в красном полушубочке постепенно захватывает страну за страной, вытесняя своих историческо-территориальных коллег.

Хорошо, что в России дети пока ещё верят в Деда Мороза. Но и Санту они тоже знают — в их ребячьем сознании два зимних дедушки великолепно живут сообща, правда, деятельность одного распространяется на нашу страну, а второго — на Америку, понятное дело. Такая вот уникальная ситуация.

Но давайте обсудим демографические аспекты существования дедов на какой-нибудь другой раз, а сегодня поговорим только об одном из них — о Санта-Клаусе.

Казалось бы — что нового можно узнать об этом широко разрекламированном персонаже? Я и не буду пытаться открыть Америку — главным в этой статье будут не слова, а картинки. Так что запаситесь терпением и рассматривайте…

Итак, вернёмся в прошлое. И не куда-то, а в 4 век нашей эры. Именно в то время, как говорят предания, в городке Миры в Ликии (тогда это была Византия, сейчас — Турция) жил святой Николай Мирликийский, он же Николай Угодник. С самых ранних лет он прославился своей праведностью и религиозностью (конечно же, он был христианином), а позже получил сан епископа (именно поэтому в некоторых странах, например, в Голландии, рождественский дед по сей день носит епископское облачение, митру, а также подобающий сану посох). Состояние родителей, весьма немалое, святой Николай раздал бедным, был известен как защитник несправедливо осуждённых и оклевётанных, а также, что для нас особенно важно, он был покровителем моряков и других путешественников.

Существует легенда, что удивительный епископ ходил от дома к дому и подбрасывал нуждающимся (беднякам, например, или бесприданным невестам) кошельки с золотыми монетами — причём, как правило, через дымоход. Деньги падали прямо в башмаки хозяев дома, которые те ставили сущиться рядом с камином.

Считается, что эта легенда имеет голландские корни — это тоже запомните. А сегодня напоминанием о чудесных дарах Николая являются чулки и носки (в Америке) либо сапожки, туфельки и другая обувь (чаще в странах Западной Европы), которые дети развещивают или расставляют около каминов, ежели таковые присутствуют, а утром находят там рождественские подарки (те, что помельче; крупные, как и у нас, складывают под ёлку).

Голландцы и начали первыми «использовать» святого Николая в качестве того, кто дарит подарки на праздник — это произошло ещё в 17 веке. А когда дети Нидерландов начали переселяться в Америку (это случилось в том же 17 веке) и основали там небольшую деревушку Нью-Амстердам (нынешний немаленький Нью-Йорк), они «привезли» с собой и Санта-Клааса — ведь они были моряками и путешественниками, а он — их покровителем (причём привезли не только в переносном смысле, как мифического героя — на носу одного фрегата Goede Vrove стояла деревянная фигура святого Николая).

Вот так в Америке и появился тот самый персонаж, который многими считается коренным уроженцем звёздно-полосатой страны.

Сначала его звали по-голландски — Синтерклаас (Sinterklaas), потом имя трансформировалось в Санта Клаас, а ещё позже — в привычного нам Санта-Клауса (Santa Claus; допускается написание без дефиса — Санта Клаус, оно является более верным, но менее историческим). В прессе это имя впервые появилось в 1773 году, а в 1809 году в «Истории Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга (Washington Irving) был опубликован и первый портрет Санта-Клауса — правда, он представал как толстопузый голландский моряк в зелёной шубе и с трубкой в зубах, который приезжал в город на лошади (книга затрагивала «датскую» историю города, и такое изображение было всего лишь шуткой).

Но никаких «рождественских канонов» представления того, кто такой Санта-Клаус и как он выглядит, пока не существовало. Всё изменилось в 1821 году — именно тогда некий Уильям Джилли (William Gilley) опубликовал своё стихотворение «Santeclaus». Санта-Клаус в версии Джилли носил меховую шубу и приезжал на одном-единственном олене (верней, на санях, которые вёз этот олень).

Год спустя, в 1822 году, Клемент Кларк Мур (Clement Clarke Moore) пишет поэму «Приход Святого Николая» («An Account of a Visit from Saint Nicolas»), которая позже стала известна как «Ночь перед Рождеством» («The Night before Christmas»). И здесь дети и взрослые впервые ознакомились с тем рождественским дедом, который уже почти похож на современного: лишённый всякой епископской серьёзности, жизнерадостный эльф (именно так) с трубкой во рту приезжает на миниатюрных санях, запряжённых в восьмёрку оленей, которых Мур назвал Blitzem, Comet, Cupid, Dancer, Dasher, Donder, Prancer и Vixen. И никакой епископской митры…

Санта-Клаус «пошёл в массы». В 1841 году коммерсант Паркинсон (J.W. Parkinson) из Филадельфии посадил на крышу своего магазина живого рождественского деда (это был, пожалуй, первый общеизвестный случай, когда Санта-Клауса изображал специально нанятый и наряжённый в костюм человек).

А как выглядел Санта, каждый представлял себе по-своему. Понятно, что он был невысоким толстячком в зимнем костюме, но… канонов пока не было. Поэтому до 1963 года (об этом чуть ниже) Санта-Клаус мог предстать в удивительно нестандартном виде.

В первое время его часто изображали как некое дитя природы — меховая шуба и волосы-ветки (обычно — ветки и листья омелы):

1869 год, Святой Николай несёт рождественскую ёлку

Рождественская открытка

Санта-Клаус отдыхает у нью-йоркской трубы

Есть и более забавные портреты. Вот, например, «Весёлый Санта-Клаус наносит визит своим юным друзьям из США». Я не знаю, что тут такого весёлого — страшненький тип, думается мне, сидит в санях, которые тащит рождественная индейка (новый вид транспорта, оцените)… Ехать саням помогают эльфы, которые тянут вперёд бедную птицу (получается, эльфы как помощники Санты тогда уже существовали). Хочется надеяться, что мы видим перед собой ещё одну карикатуру. Эта картинка обычно датируется серединой 18 века:

Середина 18 века

Существует изображение Санта-Клауса ещё страшней предыдущего — казалось бы, некуда, а вот оно. Видимо, оно символизирует собой ту мысль, что только хорошие и послушные дети получают подарки, а плохие — обильные розги. Верю. Такой совершенно спокойно шпицрутенов отвесит — и не задумается:

Но уже в те далёкие времена Санту рисовали как символ страны — например, вот он весь такой звёздно-полосатый на обложке журнала Harper’s Weekly (кстати, американский флаг в руках или мешке Санта-Клауса частенько будет встречаться на открытках вплоть до 20-х годов 20-го же столетия — но это вы ещё увидите):

1863 год

Первое же известное на сегодняшний день изображение Санты в «каноническом» костюме (шапка с отворотом, полушубок, отороченный мехом, штаны, заправленные в сапоги, добрая улыбка и трубочка во рту — сейчас про неё забывают, но долго она была неотъемлемым атрибутом Санта-Клауса) датируется 1841 годом. Посмотрите, вот оно (это одна из немногих картинок, автор которой помнил о «епископско-религиозном» прошлом Санты — видите, вот он, крест на шапке):

1841 год

А в 1881 году художник Томас Наст (Thomas Nast; читается через «а», поскольку Наст был немцем по рождению) создал тот самый «канонический» образ Санта-Клауса. Можно сказать, что именно со дня рождения данного изображения и началась жизнь того Клауса, который раскладывает подарки по чулкам сегодня. На этот рисунок с тех пор ориентировались многие рисовальщики Санты, а сам Наст не единожды потом изображал своего прославленного персонажа для различных изданий. А классический портрет Наста — вот он (ветка омелы на шапке деда иногда встречается до сих пор):

1881 год, рисунок Томаса Наста

Но внесём немного справедливости. Первым портретом Санта-Клауса, принадлежащего перу Наста, был тот, который мы опубликовали чуть выше — одетый в узоры американского флага (эта обложка появилась в 1863 году). А последнее изображение стало «всего лишь» самым популярным.

Говорят, что своего «канонического» Санта-Клауса Наст рисовал… с себя — эдакий автопортрет. А что, похоже. Носом особенно. И глазами:

Томас Наст

Имеет право. Человек, подаривший миру сказку, становится сказкой сам.

А против курения тогда не боролись. Трубочка была просто атрибутом, украшением. А не злым бесом, как сейчас. И разные авторы, описывая Санту, соревновались между собой, кто красивее опишет колечки дыма, которые непрестанно выпускал Санта-Клаус…

Вообще же, Наст изображал Клаусов для журнала Harper’s Weekly, в котором появилась его дебютная работа, до 1890-х годов. Стоит вспомнить о коллаже «Santa Claus and His Works» («Санта-Клаус и его работа»), который был опубликован на обложке этого журнала в 1866 году. Вот он:

1866 год, журнал Harper’s Weekly

Если вы внимательно рассмотрите рисунок, то заметите, что в верхнем правом углу Санта изучает книгу, в которую записано, как вели себя дети в прошедшем году. Такая «оценка детского поведения» тоже была придумана Настом — не сам её факт, а чтение Санта-Клаусом списка хороших и плохих детей. Более того, художник сделал ещё одно «открытие», а именно — первым поселил Санту на Северный полюс. По правой дуге идёт надпись: «Santa Claussville, N.P.» (Санта-Клаусвиль, Северный полюс), обозначающая «место действия».

А в 1869 году было опубликовано стихотворение Джорджа Вебстера (George P. Webster) под тем же названием «Santa Claus and His Works». Исходя из этого имени, можно безошибочно предположить, что иллюстрирована книга была тем же Настом — были использованы его цветные рисунки (судя по всему, возможно имеются в виду раскрашенные фрагменты той самой обложки 1866 года). Так вот, все «нововведения» художника Вебстер упомянул и в своём стихотворении, и Северный полюс как место жительства Санты — тоже.

Вот так и выясняется, что корни всемирно известных легенд уходят в обычные рисунки, а не в сказания и предания… Кто мог предположить, что образ Санта-Клауса придумывали художники, например, Томас Наст?.. Хотя ниже мы убедимся, что Наст — далеко не последний «мастер кисти», чей вклад в обсуждаемый нами вопрос был столь важен.

А пока посмотрите на ещё одного «настовского» Санту и его «собрата», нарисованного явно после просмотра работ Томаса:

1884 год, Томас Наст

Но не все художники поддерживали точку зрения Наста и изображали Санту, не опираясь на созданный им образ. Например, таковы следующие три изображения: на них можно безошибочно узнать Санта-Клауса, а вот «пост-настовский» стиль почти не прослеживается. Санта пока слишком респектабелен и серьёзен (даже шапочка у него не колпачком, свешивающимся набок):

Санта в почти классическом костюме, литографи

Санта-Клаус, похожий на Деда Мороза

Более того, не все художники следовали традиции изображать Клауса в коротеньком полушубке. Вплоть до 30-х годов 20-го века мы можем встретить Санту в шубе до пят — почти как у Деда Мороза (это, скорей, немецкая или английская традиция рисования рождественского деда, пытавшаяся прижиться и в Америке):

Санта в фиолетовом

1885 год

А вот и почти совсем Дед Мороз

>

Но вот настал 1885 год. Именно тогда издатель Луи Пранг (Louis Prang) впервые напечатал открытку с изображением Санта-Клауса, за что получил имя «отца американских рождественских открыток». Вообще, традиция рассылать на праздники открытки пошла из Англии, и сам Пранг начинал карьеру именно в этой стране (на дворе стоял 1873-й), через год перебравшись в США.

Вот одна из открыток Пранга — к сожалению, не та самая, первая, а выпущенная на год позже, в 1886-м:

1886 год, открытка Луи Пранга

Американцы сразу же подхватили начинание, им очень понравилась возможность отправить близким и друзьям яркие картинки с поздравительной надписью. Да, хоть часть открыток и издавалась в чёрно-белом виде, но многие издатели старались выпускать и цветные.

Именно такой была и первая открытка Пранга. На ней был изображён Санта-Клаус… в красном колпаке. Тут ведь какое дело: никто до сего момента не задумывался, какого цвета одеяния Санты — их раскрашивали, как кому больше нравилось. Но с 1885 года большинство художников стало «наряжать» рождественского деда в красную шапку, шубку и штаны (вот вам и ещё один художник, подаривший Санте привычные детали образа). Конечно, пока такая палитра не стала безусловным правилом, лишь тенденцией.

Вот, например, картинки, на которых Санта-Клаус вполне узнаваем, но одевается он в костюм непривычных цветов:

Санта читает список хороших детей

1888 год, иллюстрация к книге Вильяма Роджера Сноу (William Roger Snow)

1888 год, иллюстрация к книге Вильяма Роджера Сноу (William Roger Snow)

Да, Санта стал всё больше и больше походить на того дедушку, которого мы можем видеть сегодня. Вот, например, Санта-Клаус в оленьей упряжке:

19 век; обратите внимание на флаг в мешк

1883 год

1896 год, книжная иллюстрация

Вот Санта собирается влезть в дом через дымоход:

1890 год; тоже флаг в мешке

1895 год, книжная иллюстрация

1899 год

Ещё одна иллюстрация Томаса Наста

1870 год; тут костюм Санты далёк от классического

А тут Санта-Клаус раскладывает подарки в чулочки:

Уже в конце 19-го века люди знали, что о популярности персанажа можно судить по использованию его образа в рекламе. Значит, Санта был уже весомым доводом, раз мы можем увидеть его, например, вот на этой рекламе фотомастерской (1882 год):

1882 год, реклама фотомастерской

Появились и первые фотографии Санта-Клаусов (понятно, что не их самих, а людей, наряженных в костюмы). Самая старая, обнаруженная мной, датирована 1870 годом:

1870 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *