Персональный сайт Дракоши

...vovse_ne сайт...

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home

Калининград (сентябрь 2012)

E-mail Печать PDF

Угадайте, где у вас в магазине на чистом русском языке, принимая у вас наши родные рубли, могут спросить: "Вы из России?" Во-первых, конечно, в Абхазии. А во-вторых...

Я не совру, если скажу, что прошлый отпуск был самым запомнившимся для меня - если, конечно, не считать самую-самую первую в моей жизни отпускную поездку куда-либо. Это был 2005 год, и это был Геленджик - город, который я с тех пор нежно люблю и периодически посещаю (что теперь не только приятно, но и неизбежно, ибо у Кота родственники в Новороссийске, и к ним нужно - и хочется - ездить в гости).

А в прошлом сентябре мы решили посетить край, остающийся некоей terra incognita для большинства жителей России - один из наших анклавов (а точнее - эксклавов; а если уж совсем к буквам цепляться, то это полуэксклав), называющийся Калининградской областью.

          

 

Я, честно говоря, вообще почти не представляла себе жизнь людей в этом обособленном уголке. Картины рисовались странные, одна другой экзотичнее. Немецкая земля, полунемецкие люди, полунемецкий язык, чужие нравы, не наши традиции... Фигушки! Оказалось, что русские люди - они везде одинаковые. Обычные, нормальные - ну, как будто и не уезжала никуда.

Да, сами жители Калининградской области (скажем так, большинство их) в "Большой России" (тоже термин "оттуда") не бывали никогда - гораздо проще и быстрее доехать до стран Европы, а Литва - так вообще как соседняя деревня, каждый первый туда катается.

Прилетели мы 1 сентября, улетели - 11-го, но погода решила порадовать нас, потому было тепло, почти недождливо, иногда ветренно, а 9-го и 10-го числа вообще вернулось лето. Мы жили в Зеленоградске (об этом чудо-городе я вам ещё напишу), прямо рядом с пляжем, на который в эти дни высыпало, наверное, всё население городка.

Но сейчас я вам расскажу о Калининграде.

Мы выбирались в столицу области три раза - и это неплохо при нашем довольно плотном графике. Первая поездка была, так сказать, ознакомительная - "Оранжевый гид" в зубы и вперёд по центру. Вторая и третья вылазки были целевые - мы изучали Музей Мирового океана (а это - дело нелёгкое).

Для удобства вот план повествования:

День №1 (3 сентября 2012 года)

День №2 (8 сентября 2012 года)

День №3 (9 сентября 2012 года)

Вообще же, я долго рассматривала фотографии, выбирала, как лучше построить рассказ... А, ладно, буду писать по порядку! Потому -

3 сентября 2012 года. Первая поездка.

В Калининград (некогда - Кёнигсберг) мы ездили на электричке. Можно было и на автобусе - те же полчаса плюс... чуток дешевле. Да, электричка в тех местах - не самый дешёвый транспорт. Ездят на нём исключительно пенсионеры, да и то в небольших количествах. Поезда ходят редко, длина их - всего-то 4 вагона. Но мы, как большие любители поездов, не изменили им с автобусом.

Собственно, вот: на зеленоградском вокзале, билеты до Калининграда и внутренний вид вагона (самые страшные и неудобные сиденья, на которых я имела счастье ездить; благо, не во всех составах такие).

Зеленоградский вокзал     Билеты до Калининграда     Внутри электрички

Пережили увлекательную поездочку до Калининграда, поглазели на пейзажи (которые тут чудо как хороши... на мой вкус), поахали на красные черепичные крыши деревенских домиков (видимо, немецкое наследство - почти единственное, что напоминает о том, что ещё в 1946 году тут была другая страна). Кстати, попробуйте найти в Калининградской области привычные деревянные дома. Их - единицы. Деревни - кирпичные.

И вот - прибыли. В первый день мы ехали до самого конца - до Южного вокзала, главной станции города и области вообще. Именно сюда прибывают поезда дальнего следования. Именно отсюда стартуют пригородные электрички.

Электрички на перронах калининградского вокзала - курортное направление     Электрички на перронах калининградского вокзала - курортное направление     Пригородный до Советска

Как вы видите, поезда в курортную часть области ходят совершенно разные. Странно - составов много, а график движения, увы, не радует. При нас отменили несколько электричек - мол, ездить некому. По всем вокзалам и станциям листовки, призывающие на митинг протеста против сокращения, висели.

А вот этот навес-дебаркадер над платформами, как и вокзал, ещё немецкий - с 1929 года. Он сильно пострадал во время войны, но сейчас выглядит очень впечатляюще - особенно, снаружи.

Вот он, этот навес, издалека. Мы его сфотографировали с железнодорожной насыпи, на которую забрели, пока искали Бранденбургские ворота (оказавшиеся у нас точнёхонько за спиной).

Перонный дебаркадер издалека     Перонный дебаркадер издалека

А вот и здание вокзала. Напоминаю, что дата открытия - 1929-й, потом - война, сильные повреждения всего здания, повторное открытие только в 1949-м. А первый капитальный ремонт - только в 2003-м. Сильнее всего изменились "внутренности" вокзала - и, да, там красиво.

Южный вокзал     Южный вокзал     Южный вокзал

Но, приехав на электричке, вы выйдете не через главный вход, а потопаете по подземному переходу вот к этим дверям (они - слева от здания). Видите, виднен перронный дебаркадер на заднем плане? На второй фотографии - вид в сторону вокзала от выхода с электричек.

Выход с электричек     Вид в сторону вокзала

Вокзал стоит на площади Калинина (памятник которому я вам покажу позже). Здесь, во-первых, ужасного состояния трамвайные рельсы. Кстати, в Калининграде - самая старая в России трамвайная сеть. Причём, узкоколейная (немецкая же). К сожалению, осталось всего два трамвайных маршрута.

Трамваи     Трамваи

А во-вторых, и это важнее, тут же вы найдёте автовокзал. Вон он - белый, рельефный, с зелёными буквами. И ещё посмотрите на его страшненький перрон.

Автовокзал вдали     Перрон автовокзала

Хватит топтаться по площади Калинина, пойдём уже в город. А идём мы налево, к первому историческому сооружению на нашем пути (это если не считать сам вокзал). Минуем вот этот страшный старый дом - и готовимся восторгаться.

Страшный старый дом     Страшный старый дом

Вы уже заметили, что отечественных машин на дорогах не видно? Да-да, их по пальцам одной руки пересчитать можно.

Итак, идём по Железнодорожной до пересечения с улицей Багратиона и видим их - Бранденбургские ворота. Они просто-таки являются компактным отражением всего современного Калининграда: немного немецкой старины посреди советской застройки. А что поделать - город был почти полностью разрушен во время войны, а восстанавливать исторические останки никто не собирался.

Сейчас это единственные (из семи сохранившихся) ворот, выполняющих свою изначальную транспортную функцию. Очень красивые ворота, я вам скажу. Правда, как и многое в Калининграде, в достаточно плачевном состоянии. Хотя, как вы видите на фотографиях, как раз в момент нашего пребывания в городе велись какие-то реставрационные работы.

Бранденбургские ворота     Бранденбургские ворота с одной стороны     Бранденбургские ворота с другой стороны

А проходим сквозь ворота - и видим обычный городской пейзаж. Только вместо асфальта - брусчатка. Да, тоже ещё немецкая.

Улица Багратиона

Конечно, старые дома вы встречать то там, то тут будете. Например, такие.

Старые дома     Старые дома

Но вообще же город (та его часть, которую видели мы) выглядит вот так. Это, кстати, Ленинский проспект.

Ленинский проспект     Ленинский проспект     Ленинский проспект     Ресторан ''Атлантика'' - прямиком из СССР

Не новостроем единым жив Ленинский. стоит на нём, например, и здание Дирекции имперских железных дорог 1885 года постройки. Отсюда управляли железными дорогами Восточной Пруссии вплоть до 1945 года. Но наиболее известная деталь этого дома - скульптурная группа на крыше. Это - Движение и Время (а колесо между ними олицетворяет дорогу). Реставратор, где же ты?..

Дирекция имперских железных дорог     Движение и Время

А вот это - обычный, ничем не примечательный дом. Кроме одного: памятной доски, повествующей, что некогда тут стоял дом, в котором родился Иммануил Кант (вообще, складывается ощущение, что в Калининградской области всего две знаменитости - Кант да Гришковец).

Памятная доска И. Канту     Дом с памятной доской

Идём по Ленинскому дальше и доходим до моста через реку с забавным названием Старая Преголя. А справа от него - великолепное строение, Дворец культуры моряков (бывшее здание биржи). Строился в 1870-75 годах, восстанавливался в 1967-м.

Биржа     Биржа     Биржа

Раньше скульптур, украшающих биржу, было больше: ещё на крыше стояли фигуры, изображающие Европу, Азию, Африку и Америку. Теперь остались только два льва у входа.

Львы     Львы     Львы     Львы

Обязательно прочитаем табличку на стене биржи-ДК.

Львы

Биржа стоит прямо на берегу реки. Посмотрим за её угол. А ещё оценим ограду.

Львы     Львы

Всё, поднимаемся вот на этот мост и идём дальше. Кстати, на фотографии вы видите Кота, вдумчиво изучающего "Оранжевый гид".

Львы

Идём, значит. Слева красота, справа красота...

Виды с моста     Виды с моста и край биржи     Виды с моста

А ещё видно с моста вот это странное голубое здание. Оказывается, это один из символов и главный недострой Калининграда - Дом советов (он же - "закопанный робот"). Строительство началось аж в 1970-м, ещё в 80-х приостановлено, и дом стоял, вот такой же несуразный, но с голыми бетонными стенами и без окон. В 2005-м Калининград отмечал 750-летие, и в честь этого события "робот" приобрёл голубую окраску и стёкла в оконных проёмах.

Что теперь делать с этой несуразиной, никто не знает. Сносить и строить разрушенный Королевский замок. Или оставить и замок, и этот дом? Или что ещё?..

Впрочем, эту голубую прелесть вы ещё не единожды заметите на фотографиях - её отовсюду видно.

Дом советов

Но давайте спустимся с моста прямёхонько на остров Канта. Ведь здесь находится знаменитый Кафедральный собор Кёнигсберга.

Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта

Первое, что мы видим - камень с табличкой: "На этом месте будет установлен памятник Мир Всем".

Остров Канта

Посреди - дорожка, слева и справа - парк. В котором, между прочим, на каждом шагу понаставлены различные (и, по большей части, очень странные) скульптуры (сам парк так и называется - парк скульптуры). Сейчас я вас их в великом множестве покажу.

Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта     Остров Канта

Но это из новенького. Вот - старенькое. Закладной камень с фундамента кёнигсбергского орденского замка с гербом Альтштадта: крест и корона (13 век).

Остров Канта     Остров Канта

Камень, повествующий, что на этом месте стояло здание, в котором 17 августа 1544 года был открыт Кёнигсбергский университет "Альбертина".

Остров Канта

Герцог Альбрехт, основатель Кёнигсбегрского университета (стоит прямо напротив могилы Канта, И почти все туристы думают, что это он, Кант, и есть).

Остров Канта

Наконец, памятный знак в честь Юлиуса Руппа. 1909 год, подлежит государственной охране, ибо памятник истории муниципального значения.

Остров Канта

А теперь - самое сладкое на острове. Да, она самый: Кафедральный собор Кёнигсберга.

Некогда главный лютеранский храм Пруссии и одно из немногих готических строений России, собор отсчитывает свои дни с 13 сентября 1333 года (но это дата начала строительства, окончилась же основная часть работ только в 1380 году). Во время бомбардировок 1945 года собор практически погиб: хоть стены и выстояли (пусть и частично), внутри всё выгорело. Долгие годы собор торчал в самом центре города в руинированном состоянии. И разобрали бы его по кирпичику совсем, если бы не... Да-да, тот самый Кант, чья могила находится у одной из стен собора.

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но это ничего не изменило: он так и оставался руинами. Разрущение продолжалось, а наконец-то предпринятая в 1976 году реставрация лишь усугубила ситуацию: был разрушен фронтон северной башни собора, повреждены напольные эпитафии.

Настоящая реставрация началась лишь в 1992 году (по большей части на немецкие деньги, между прочим). Как я понимаю, работы нельзя считать законченными и по сей день: хоть внешне собор и выглядит вполне себе нормально (особенно, издали), но вот внутри... Если присмотреться, становится понятно, что чуть ли не половина окон отсутствует (присмотритесь: проёмы просто закрыты жёлтыми щитами с нарисованными решётками-рамами). Да и знатоки утверждают, что довоенный и нынешний облик собора сильно разнятся.

Сейчас в соборе богослужения не проводят - тут музей, а ещё концерты бывают. Хотя действуют евангелическая и православная часовни.

Кафедральный собор Кёнигсберга     Кафедральный собор Кёнигсберга

Зато чётко видно, где старая кладка, а где - новая. А ещё на башне собора самые точные часы в городе - они сверяют время по спутнику (а изготовила их фирма "Siemens").

Кафедральный собор Кёнигсберга     Кафедральный собор Кёнигсберга     Кафедральный собор Кёнигсберга

И немножко деталек собора. Портальчик главного входа и просто одни из боковых ворот.

Кафедральный собор Кёнигсберга     Кафедральный собор Кёнигсберга

Эпитафия Урсулы фон Пудлиц, умершей 8 марта 1612 года, и ещё какая-то надпись под окном.

Кафедральный собор Кёнигсберга     Кафедральный собор Кёнигсберга

Ну, вот мы и дождались: могила Канта. Философ был похоронен здесь в 1804 году, а часовня над могилой была построена в 1880-м. К концу Первой мировой часовня эта находилась в весьма плачевном состоянии, потому в 1924-м построили новую - ту, которую мы можем видеть и сейчас. Не думайте, что гроб Канта находится внутри того каменного возвышения, которое мы видим за колоннадой. На самом деле могила - под землёй.

Могила Канта     Могила Канта     Могила Канта

Напоследок - табличка, объясняющая, что мы рассматриваем, и цветочный горшок, который стоял за оградой могилы. Трогательно.

Могила Канта     Могила Канта

Пойдёмте уже дальше. Мы же вышли обратно к реке Преголе. Посмотрим на красоты.

Вот она, своеобразность Калининграда. Вторая и третья фотографии - это одно и то же место, чуть правее и чуть левее. А на третьем фото вы узнали здание биржи? Присмотритесь - вдали за ним две как бы башенки. Это - мост. И на него мы посмотрим, когда будем говорить о Музее Мирового океана (теперь вы знаете, и где этот музей находится).

Вид от острова Канта     Вид от острова Канта     Вид от острова Канта

Переходим реку по Медовому мосту. Он был построен в 1879-1882 годах, когда-то был разводным, но сейчас механизм уже, ясное дело, в нерабочем состоянии. На перилах - замочки молодожёнов.

Обратите внимание: на первом фото виден сине-жёлтый (прямо украинский какой-то) купол цирка-шапито. Он там стоит круглогодично, и сейчас евреи Кёнигсберга судятся с ним, ибо хотят на этом месте строить синагогу. Впрочем, эта история по всем новостям гремела, может, слышали.

Медовый мост     Медовый мост     Медовый мост

Мы пришли в Рыбную деревню. Нет, это не историческая застройка, а современная. Год рождения - 2006-й (а достраивается и сейчас). Квартал имитирует довоенную немецкую застройку. Тут и гостиницы, и кафе, и смотровая башня в виде маяка (увы, не функционировала, и мы не смогли подняться на смотровую площадку), и жилые дома (часть из них вы видели чуть выше - и чуть ниже продублирую).

Вроде, кич, но в Кёнигсберге он смотрится так мило и уместно!..

Рыбная деревня     Рыбная деревня

И немножко видов Рыбной деревни с обратной стороны (то бишь, не от реки).

Рыбная деревня     Рыбная деревня     Рыбная деревня     Рыбная деревня     Рыбная деревня

Пора топать дальше - к моей любимой кирхе Креста. Освящена она была 7 мая 1933 года, в советское время использовалась как склад, пришла в аварийное состояние, а в 80-х была передана РПЦ, и сейчас это - действующий Крестовоздвиженский собор.

Вот представьте. Огибаете вы шапито (вы его уже видели) и выходите к жилым домам. А за этими домами, в типичном (внешне) спальном районе... А за ними - памятник истории регионального значения.

Кирха Креста прячется где-то там     Кирха Креста

Тут даже люк с крестом.

Люк у кирхи Креста

И просто виды кирхи. Она действительно очень хороша.

Кирха Креста     Кирха Креста     Кирха Креста     Кирха Креста     Кирха Креста     Кирха Креста     Кирха Креста

Пора назад, "в цивилизацию". Сначала удивляемся креативно оформленным бортикам. Да, птицы нарисованы.

Птицы

Кирха Креста стоит на улице Генерала Павлова, а мы теперь пойдём вдоль берега реки Новая Преголя по набережной Генерала Павлова. Но это только название улицы - никакой набережной нет. Точней, уже нет.

Но сначала я вам покажу особенность Калининграда. Я имею в виду размещение мусорных баков. Видите - они стоят на возвышении, на колёсиках. В этом районе иного не бывает. На втором фото - эти же дома.

Мусорный бак     Дома

А теперь - масса видов той самой "набережной Генерала Павлова". Меня впечатлило. А так вдоль реки там мамашки с колясками гуляют, детишки лет 12-ти пивко в компании пьют... Ничего особенного. И, нет, это не окраина. Это - самый центр города. Тут до Музея Мирового океана рукой подать (что видно и по фото).

Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова     Набережная Генерала Павлова

А мы дошли до Деревянного или Дровяного моста (1903-1904 годы). Смотрим на пейзажи.

Деревянный (дровяной) мост     Деревянный (дровяной) мост     Перила Деревянного моста     Вид с Деревянного моста

Тут и памятный знак морякам-балтийцам. Он был установлен в 1978 году и представляет собой торпедный катер типа "Комсомолец", установленный на наклонном постаменте, символизирующем гребень волны. Пришёл в аварийное состояние, был демонтирован для реставрации, и в 2010-м поставлен на место. Только это уже другой корпус катера - с элементами старого.

Памятный знак морякам-балтийцам     Памятный знак морякам-балтийцам

Идём дальше. Нас ждёт ещё одно напоминание о Канте.

Трамвайные пути     Тут у меня уже ноги отказывали...

Мы вернулись на Ленинский проспект. Прямо на обочине дороги мы видим памятную доска с изречением Канта. Она была установлена в Кёнигсберге в 1904 году на западной подпорной стене Королевского замка, а что на ней написано, сами смотрите. Когда там появились русские буквы, увы, не знаю.

Памятная доска с изречением Канта

Перед нами - гостиница "Калининград", чуть дальше - моя любимая библиотека (она находится на той самой остановке, до которой мы, уже умные, ездили в следующий раз до Музея Мирового океана).

Гостиница ''Калининград''     Чудесная библиотека

Вот мы и дошли до Музея Мирового океана. Увы и ах, он уже не работал в это время. Потому - лишь несколько фотографий - как мы увидели этот музей впервые.

Музей Мирового океана     Музей Мирового океана     Музей Мирового океана     Музей Мирового океана     Музей Мирового океана

Вдалеке - тот самый мост, по которому мы ходили в самом начале, и ДК-биржа.

Вдалеке

Сам музей находится на набережной Петра Великого, а параллельно ей идёт другая улица - набережная маршала Баграмяна. Отсутствия логики нет: набережная Баграмяна как объект начинается сразу за набережной Петра.

Набережная маршала Баграмяна     Набережная маршала Баграмяна - справа, набережная Петра Великого - слева

Вот ещё внешняя сторона музея - вывески и якорь Холла.

Музей Мирового океана     Музей Мирового океана     Музей Мирового океана

А нам пора возвращаться к вокзалу. Потому выходим к двухъярусному железнодорожному мосту. Тут фишка в чём: снизу ездят машины (и ходят люди), сверху - поезда.

Вообще, штука историческая. Построена в 1914-1926 годах, изначально был разводным (разводился поворотом на 90 градусов). В 1945 году взорван (и, если я не ошибаюсь, самими немцами), а после войны уже восстанновлен как подъёмный (ага, пролёт моста вверх ползти умеет). Между прочим, объект культурного наследия муниципального значения. По этому мосту едут все поезда, прибывающие на Южный вокзал.

Двухъярусный железнодорожный мост     Двухъярусный железнодорожный мост

А с моста открывается прекрасный вид на Музей Мирового океана.

Вид с двухъярусного железнодорожного моста     Вид с двухъярусного железнодорожного моста

Шли мы, шли, значит, по мосту, вышли на Железнодорожную улицу... Глядь - а на нас из-за угла смотрят Фридрихсбургские ворота. Это оказалось приятной неожиданностью (путеводитель мы уже убрали, ибо единственной мечтой было добраться до электрички и упасть в неё). Вообще, была тут некогда крепость Фридрихсбург, основанная в 1657 году (здесь даже Пётр I бомбардирское дело изучал; а форты в России он строил по образцу крепости Фридрихсбург как раз). Остались одни ворота. Правда, крепость снесли сами немцы ещё в 1910 году. Ворота долго никому в СССР не были нужны, и снесли бы их, если бы в 1960-м им не был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. А толку, всё равно стояли без реставрации. Но, ура, ворота приобрёл Музей Мирового океана, они реставрируются и стали ещё одним филиалом музея.

Фридрихсбургские ворота     Фридрихсбургские ворота     Фридрихсбургские ворота

Остался самый тяжёлый участок пути... В горку по Железнодорожной улице, которая кажется бесконечной. Минуем вот это здание, стоящее прямо у железнодорожных путей (а мы топаем параллельно им), переходим по мосту, перила которого сделаны из разного металла и когда-то были залиты бетоном... Или цементом, я не разбираюсь.

Путь к вокзалу     Путь к вокзалу

Мы уже почти на площади Калинина!.. Слева - стена с какими-то портретами. Но подходить и читать сил нет... Потому используем зум фотоаппарата и тащимся дальше...

Профессора     Профессора

Перед площадью Калинина - лужайка, на ней - часовенка. На заднем плане - мои любимые дома "с перемычкой". И разрисованная телетарелка (а в Калининграде вообще любят тарелки раскрашивать, как я позже поняла).

Мы почти на вокзале     Мы почти на вокзале     Мы почти на вокзале

И напоследок - памятник Калинину, который стоит на площади Калилина - прямо напротив вокзала. Хоть сил уже не было, но Кот уговорил дойти до него.

Памятник Калинину     Памятник Калинину     Памятник Калинину

А теперь мы, наконец, могли расслабиться и сесть в желанную электричку до Зеленоградска...

Но Музей Мирового океана нас уже покорил одним своим видом, и мы знали, что скоро приедем в Калананград ещё раз. Но об этом - на следующей страничке. Перелистывайте.



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другими!

AddThis Social Bookmark Button